» » Художественная педагогика традиционного прикладного искусства в контексте развития сетевого вуза
Информация к новости
  • Просмотров: 157
  • Автор: berlinetz
  • Дата: 14-06-2017, 06:59
14-06-2017, 06:59

Художественная педагогика традиционного прикладного искусства в контексте развития сетевого вуза

Категория: Образование и наука

ISSN 1869-4756 - германо-российский онлайн-портал "БерлиNETZ" - июнь, 2017


Шамрай Н.Н.,
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования,
заместитель директора московского филиала Высшей школы народных искусств (институт)
Тел. +7 495 3952730

Интенсификация инновационных процессов в российской системе непрерывного образования в начале XXI века обусловлена изменением условий его существования, а также действием в нем внутренних противоречий, порождающих тенденцию к научно-инновационному развитию. Следует отметить, что система непрерывного профессионального образования в традиционном прикладном искусстве испытывает в настоящее время мощное влияние и внешних факторов, вызванных целым рядом тенденций мирового развития.
Как показывает европейский опыт, только опережающее развитие профессионального образования обеспечивает научно-инновационный и технологический успех.
В настоящее время стратегические приоритеты, связанные с тенденциями развития науки и профессионального образования, отмечены в программных документах, принятых в России и нацеливают научно-педагогические кадры на выбор новых направлений исследований и разработок.
Следует отметить, что область науки, в которой находит отражение и содержание профессионального образования и формируются проекты педагогической деятельности, являет собой «Художественную педагогику традиционного прикладного искусства». В научной практике традиционного прикладного искусства выявлены ситуации, требующие междисциплинарного взаимодействия.
Процесс интеграции российского образования в мировое образовательное пространство содействует поддержанию высокого статуса отечественного образования и науки, а также соответствия современным мировым стандартам.
Как известно, европейские высшие учебные заведения, следуя фундаментальным принципам, сформулированным в университетской хартии «Magna Charta Universitatum», принятой 18 сентября 1988г., стали играть основную роль в развитии европейских культурных и интеллектуальных ценностей нашего континента.
Таким образом, в результате многолетнего проведенного исследования авторским коллективом Высшей школы народных искусств (институт) на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта выявлены закономерности развития отраслевой профессиональной педагогики, а именно «Художественной педагогики традиционного прикладного искусства».
В рамках научно-исследовательской работы в педагогическую практику введено понятие «Художественная педагогика традиционного прикладного искусства», определено содержание, а также факторы его развития.
Система профессионального обучения будущих художников в сфере традиционного прикладного искусства представляет собой целенаправленное динамичное рациональное построение непрерывного образования всех профилей от среднего профессионального образования до последипломного совершенствования с учетом индивидуальных способностей, мотивации в профессиональной росте.
Художественная педагогика традиционного прикладного искусства предстает как самостоятельная отрасль научного знания, взаимодействующая с различными научными дисциплинами. Однако, каждая из наук, является монодисциплиной.
Художественная педагогика традиционного прикладного искусства, безусловно, исследует специфические цели художественного и профессионального образования, но в силу специфики традиционного прикладного искусства, акцентирует внимание на те или иные элементы дидактики и теории воспитания. Необходимо подчеркнуть, что преподавателю вуза в сфере традиционного прикладного искусства необходимо использовать те методы, формы и средства обучения будущих художников, которые должны максимальной степени содействовать развитию профессиональных компетенций, а также формировать свою стратегию, выбирать свои приоритеты в обучении и проведении научно-инновационных исследований.
Художественная педагогика традиционного прикладного искусства, как и любая система научного знания, претендующая на статус самостоятельной прикладной науки, имеет свой объект и предмет исследования, специфические формы организации и методы обучения.
Ранее в мире не существовало системы непрерывной профессиональной подготовки в области народных ремесел.
Исторически сложилась такая ситуация, что высшего образования в этой сфере не существовало, кроме того экономические реформы, проводимые в конце прошлого века привели к закрытию многих предприятий народных художественных промыслов, в результате этого – появились низкопробные подделки. Изделия низкого качества, искажающие настоящие произведения традиционного прикладного искусства.
Впервые в 2003 году в Санкт-Петербурге была создана Высшая школа народных искусств (институт) – учреждение высшего профессионального образования в сфере народного искусств по конкретным видам традиционного прикладного искусства.
Система непрерывного профессионального образования базируется на историческом опыте отечественной художественной педагогики, развитие традиционного прикладного искусства и преемственности поколений.
В 2011году ВШНИ (институт) объединила единомышленников из уникальных центров народных художественных промыслов, став сетевым вузом в области традиционного прикладного искусства. Определяя и разрабатывая содержательное наполнение курса «Художественная педагогика традиционного прикладного искусства», необходимо отметить то, что сегодня на стыке искусства художественной педагогики, психологии и традиционного прикладного искусства, сложились такие междисциплинарные исследования в вузе, которые, с нашей точки зрения, свидетельствует о том, что вполне правомерно говорить о закономерном превращении междисциплинарного изучения этого объекта в отдельную научную дисциплину. Появлению и развитию комплексности предшествовали такие научные процессы, как взаимодействие и взаимообусловленность различных научных дисциплин, а также интеграция наук как единого процесса.
Комплексное исследование, направленное на создание теории и практики непрерывного профессионального образования в традиционном прикладном искусстве, ведется с 1988 года с участием представителей разных наук.
Социально-педагогический феномен на родных художественных промыслов вывил целесообразность – и в этом суть научно-инновационного развития образовательного потенциала художественной педагогики традиционного прикладного искусства – разработка и реализация концепций по созданию научной, образовательной и производственной структуры, а именно научно-образовательного комплекса, учебно-материальная база которого позволит объединить весь спектр проблем и их решений дальнейшего развития в целом прикладной культуры России, а также обмена в рамках творческого международного сотрудничества краеведческой и экспедиционной работы.
Для решения поставленных задач было необходимо обращение к мировому педагогическому опыту в области художественного образования. «Художественная педагогика» - область науки, которая еще находится в процессе становления и составляет предмет научных дискуссий. В Институте художественного образования и культурологии Российской академии образования уделяется значительное внимание разработке художественно-эстетического профиля лишь в среднем (полном) общем образовании, не затрагивая систему среднего и высшего образования.
Художественная педагогика, как показали исследования, обусловливает научную основу и теоретический базис для научно-инновационного развития образовательного потенциала новой дисциплины «Художественной педагогики традиционного прикладного искусства».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1 дней со дня публикации.